Электронная рабочая тетрадь

 

   

  «Электронная рабочая тетрадь – средство организации образовательной деятельности на уроках истории и обществознания»

Актуальность темы

Традиционная школа, где перед учителем стояла единственно реальная цель  - "пройти программу", а целью ученика было в лучшем случае - "стать умнее", в ином - выучить то, что пригодиться для экзамена, в худшем случае - перетерпеть годы школьной учебы – уходит в прошлое. Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.

На современном этапе, идет активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду, изменилась и парадигма образования, когда ребенок  является не носителем некоей суммы знаний, а становится непосредственным участником образовательного процесса, обладающий навыками и умениями необходимые ему в дальнейшей жизни для осуществления практических задач.  Современная школа требует новых форм и методов, нового подхода в обучении, создание условий для развития личности, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные.

Проблема исследования

За последние десятилетия ни один предмет не претерпел такого количества изменений, как история. Новая оценка исторических процессов, переосмысление прошлого,  обилие новой, порой противоречивой информации привели к падению интереса к  отечественной истории, поменялись ориентиры, появились новые ценности. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории. И поэтому перед собой я поставила задачу, не научить, а в первую очередь заинтересовать историей своего Отечества, помочь ребенку, разобраться с огромным обилием информации. Сделать так, чтобы информация стала доступной, нужной, полезной.

         Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.

         В процессе формирования  познавательного интереса выделяю следующие этапы:

  • первый – любознательность;
  • второй – появление интереса, стимулирующего творческий поиск;
  • третий -  устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

 Чтобы привлечь учащихся к изучению истории, я решила использовать интерес учеников к компьютерной технике и стала внедрять в учебный процесс ИКТ.

Объект исследования:  учебная и внеклассная работа по истории и обществознанию.

Предмет исследования: информационно - коммуникационные технологии  в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Цель исследования: разработать способы организации и совершенствования учебно-исследовательской деятельности учащихся с применением электронной рабочей тетради.

 Основные задачи исследования:

  • поиск путей решения проблем,  для  достижения цели в определенных условиях.
  • создание продукта проектной деятельности учителя и учащихся.
  • проведение анализа эффективности деятельности учащихся в результате использования ЭРТ  на уроках истории и обществознания.

Гипотеза: если разработать и внедрить в практику работы учителей электронную рабочую тетрадь, активно применять ЭРТ  в учебно – воспитательном процессе, то это будет способствовать повышению  качества знаний учащихся, формированию общеучебных умений и навыков учеников,

Методы реализации: проблемно- поисковый, практический, метод научного исследования.

Прогноз негативных воздействий:

На современном этапе образования  не возможно представить школу без компьютерных технологий. Но вместе с тем в прессе, на телевидении, ведутся многочисленные дискуссии по вопросу «Компьютер «Друг» или «Враг»?», проводятся многочисленные исследования о влиянии компьютерных средств на организм ребенка. В процессе работы непосредственно с ПК увеличивается нагрузка на зрение, осанку, повышается утомляемость у учащихся.

 Этапы работы:

1 этап. Разработка структуры использования информационно - коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

2 этап. Внедрение ИКТ в учебную деятельность.

3 этап. Подведение итогов, результативность работы.

 

 На первом этапе мною были определены основные направления в работе:

  • Составила каталог мультимедийных обучающих и экзаменующих учебных пособий по истории и обществознанию, адреса образовательных Internet сайтов.
  • Разработала электронную рабочую тетрадь и рекомендации к ней.
  • -Создала копилку презентаций к урокам, классным часам, наметила темы творческих проектов и способы их реализации.
  • Составила план мероприятий индивидуальной работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися.
  • Подготовила раздаточный и электронный экзаменационный материал для подготовки к ЕГЭ.

Электронная рабочая тетрадь (ЭРТ)

Для более эффективной работы на уроке мне не хватало ключевого элемента, для того, чтобы соединить воедино учебную книгу и мультимедийное пособие. И поэтому я пошла по пути создания такого интерфейса, при работе с которым будет удобно работать и учителю и ученику с разным уровнем подготовки и минимальными техническими возможностями компьютера. Таким ключевым элементом стала электронная рабочая тетрадь (ЭРТ).

Преимущества электронной рабочей тетради заключаются в том, что данная тетрадь позволяет работать учащимися с разным уровнем подготовленности. Ребенок может листать тетрадь, идти вперед, возвращаться назад, брать опережающее задание. ЭРТ позволяет планово проводить, по сути, не фронтальный, а индивидуальный контроль, гарантированно обеспечивает вспоминание пройденного материала, обеспечивает эмоциональное восприятие материала.

        При работе с электронной рабочей тетрадью, ребята учатся работать самостоятельно, осваивать новые знания, анализировать, принимать решения. Учатся работать в команде, проявляя инициативу, искать пути решения проблем, брать на себя ответственность за принятое решение. Что является ключевыми компетенциями учащихся в современной школе.

Цель создания ЭРТ:

  • Для осуществления визуализации знаний.
  • Для выработки умения самостоятельной работы, умения обрабатывать информацию, сопоставлять.
  • Для исследовательской деятельности.
  • Для освоения темы в индивидуальном темпе, тем самым осуществляя дифференцированный подход в обучении.

       Работая над созданием ЭРТ, все элементы рабочей тетради я назвала модулями. Модули рабочей тетради я разделила на:

  • Обучающие.
  • Экзаменующие.
  • Вспомогательные.

Название модулей не случайно, т.к. каждый из них выполняет определенные задачи на уроке.

 Обучающий модуль.

В него входит: текстовый материал, исторические документы, историческая карта, таблицы. Примеры Обучающего модуля. Скачать>>

Экзаменующий модуль.

 Один из самых важных контролирующих модулей, это тесты разного уровня сложности и контрольные вопросы.

 Примеры экзаменующего модуля. Скачать>>

Вспомогательный модуль.

в него входят хронологический материал, персоналии, терминология, схемы, графики, диаграммы. В сжатой концентрированной форме позволяют преподнести изучаемый материал. Использование элементов наглядно-графического характера позволяют лучше понять и усвоить материал.

Примеры Вспомогательного модуля. Скачать>>

Этапы работы с ЭРТ

 1этап. Выявление учебного материала с большим объемом информации, отсутствием наглядностей и т.п.

2 этап. Работа по подбору и созданию модулей, элементов ЭРТ, при этом используются ЦОР, готовая мультимедийная продукция, возможности графического редактора, Интернет.

3 этап. Непосредственно работа с ЭРТ на уроках, во внеклассной, коррекционной работе, при подготовке дополнительных заданий.

4 этап. Анализ ЗУН, при проведении тестирования учащихся.

      Технология создания ЭРТ проста и позволяет учителю с минимальной технической подготовкой создать ЭРТ. Электронная рабочая тетрадь, для индивидуальной и групповой работы, создается по принципу отдельных модулей в Excel. Оформляется постранично. Для удобства оформляется постранично, набор модулей дополняется и обновляется на усмотрение учителя. Все  модули   одного   урока оформляются в «книгу». Рабочая тетрадь может выносится, как на индивидуальный монитор учащихся, так и на центральный экран, в зависимости от технического оснащения класса. Для того, чтобы учащиеся во время урока случайно не нарушили элементы «книги», существует система защиты.

В зависимости от возможностей компьютера я регулирую и уровень сложности рабочей тетради. Использование видео и звука в ЭРТ не рационально.

Использование ЭРТ в проектной деятельности

 

Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока, при решении одной из задач урока. Как правило, учащиеся создают  мини-проекты при решении исторических задач, в процессе работы над проблемным блоком или подведении итогов урока. Результатом проекта является составление схемы, плана, диаграммы Проект создается непосредственно в электронной рабочей тетради, оформление страницы ЭРТ. Время выполнения 10-15 минут. Может выполняться в парах или индивидуально.

Краткосрочные проекты - требуют 2-3 урока для координации деятельности участников проектных групп. Постановка проблемы, выдвижение гипотез, деление на группы происходит в начале первого урока, при постановке целей урока.   Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта происходит в процессе работы над темой. Учащиеся работают по опережающему заданию в рамках внеклассной деятельности и дома. Результат проекта: тест, кроссворд, сравнительные, обобщающие таблицы, оформляется в ЭРТ, служит для обобщения и подведении итогов.

Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах и индивидуально. Формулировка темы, проблемы, гипотезы, составление развернутого плана проходит совместно с руководителем работы. Учащиеся самостоятельно выбирают форму подачи материала. Это может быть презентация, публикация, буклет, электронная рабочая тетрадь. Весь цикл - от определения темы до защиты проекта - выполняется во внеурочное время. Защита проекта проходит на заседании школьного научного общества «Юный философ», лучшие проекты рекомендуются для защиты на заседании городского научного общества  «Юный философ».

ЭРТ позволяет создать или подготовить любой проект - долгосрочный или краткосрочный, групповой или индивидуальный - вне зависимости от его тематики. Учащиеся могут индивидуально составить блок  - схему или диаграмму к уроку, а могут и в группе отработать целый модуль ЭРТ. Например, составить кроссворд, тест, подготовить творческую работу и т.п.            

В результате использования, ЭРТ помогает мне разнообразить формы урока, проведению интегрированных уроков, достижению эффективности и качества урока

 Рекомендации по работе с ЭРТ. Скачать>>

  Используемая литература:

1.     Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000г.

2.     Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (в вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352с.

3.     Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004г.

4.     Смирнов Н.К. Здоровъесберегающие образовательные технологии и психологии здоровья в школах. М., изд-во: Аркти, 2005 г. - 320 с.

5.     Чуракова О.В, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск1, Самара,  2002г.

6.     http://festival.1september.ru/ Проектная деятельность на уроках истории

7.     http://itc.tgl.ru/wiki/ Использование метода проекта на уроках истории и обществознания

8.     http://www.tgl.net.ru/wiki/Лаборатория модернизации образовательных ресурсов.

9.     http://www.rost.ru/projects/  О концепции  модернизации российского образования на период до 2010года.

10.   http://www.eidos.ru/ Модернизация  образования

11.   http://uchebauchenyh.narod.ru/  Анализ современного урока    

12.  http://som.fio.ru/  В помощь учителю истории 

13.  http://thl.narod.ru/  Определение типа урока  

14.   http://ido.tsu.ru/ Воспитательные задачи на уроках истории

15.  ttp://www.school.edu.ru/  Российский общеобразовательный портал

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»