Духовно-нравственное воспитание

 

   

Формирование духовно-нравственного воспитания в условиях 

введения ФОГОС второго поколения

 В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Изменения, возникающие в связи с этим в учебно-воспитательном процессе, значительны, принципиальны, новы и концептуально обоснованы. что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет.

Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности в центр воспитательной системы

Стандарты второго поколения определяют результаты воспитания: которые направлены на формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов.

 В основе Стандарта положена Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России,

Концепция определяет:

  1. Характер современного национального воспитательного идеала;
  2. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
  3. Систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
  4. Основные социально-педагогические условия  и принципы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

Образовательное учреждение, являясь ведущим социальным институтом формирования личности подрастающего поколения, взаимодействует с различными социальными   институтами.

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий  для  духовно-нравственного развития и воспитания личности

И сейчас это наиболее актуально потому что: «Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век  воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и  оттачивать совесть так, чтобы человеку  хватило чуткости расслышать требование,  содержащееся в каждой отдельной ситуации.» Виктор Франкл.                                               

Содержательным фундаментом любой личности являются её идеалы и ценности.

 Мы должны ответить на вопрос: «Что мы хотим вырастить в детях?»

  1.  Хотим передать им объективные ценности в виде знания?
  2.  Или хотим, чтобы знания прошли сложный путь переработки и превратились в ценностные ориентации?

Вопрос конечно риторический. Мы хотим второго. Но мы должны дать себе отчет насколько разная работа стоит за первой задачей и другая работа по сложности стоит за решением второй задачи по формированию ценностей. И поэтому я вижу свою задачу как учителя предметника, как классного руководителя в создании условий для формирования ценностей.

Как ценности попадают внутрь ребенка?

   Первый путь – усвоение «типического» опыта. Некоторые представления, модели поведения, существующие в культуре, перекочевывают в индивидуальный багаж человека с незначительными модификациями. Например, правила этикета, нормы уважительного обращения, нравственные заповеди. Для человека их существование в его личном опыте исчерпывается коротким и емким: «Так надо».

Второй путь – накопление собственного опыта,  что приводит к формированию личных, несколько отличающихся от общепринятых моделей поведения и оценки социальных явлений. Конечно, в большинстве случаев мы, что называется, «изобретаем велосипеды». Все то, что с великими переживаниями, сомнениями и терзаниями мы приобретаем самостоятельно, уже давно где-то кем-то сказано, прожито и обличено в форму общекультурного значения.

Психологи выделяют этапы и стадии морального развития ребенка по спирали , дошкольник-младший школьник-младший подросток - старший подросток-старшеклассник. И поэтому формирование ценностных ориентаций растягивается во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом. Живет чужим умом, сверхнормативен. А в другие периоды идет бурный процесс переработки, осмысления опыта, когда главным делом жизни становится жить не как все, быть непохожим на других. В конечном итоге, сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности – состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке.

И на каждом этапе я для себя  выделила некоторые принципиально важные задачи в работе с детьми. И я понимаю, от эффективности их решения зачастую зависит, пойдет ли дальнейшее развитие естественным и продуктивным руслом.

  • Возможности участия педагога в ценностном развитии ученика.

Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Это тот механизм ценностного влияния, которым мы пользуемся больше всего. Учитель уже самим фактом своего существования является авторитетом для ребенка Учитель объекты имитации, такая своеобразная модель для ребенка. Но нельзя быть немного моделью. Через свои поступки, свое отношение к труду я транслирую учащимся те ценности, которые хочу передать.

  • Механизм совместного погружения в ценностную среду.

 Совместная жизнедеятельность в ценностно-насыщенной среде. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Это походы и совместные экскурсии, где происходит погружение в ценностную среду, Это мощный механизм ценностного влияния. В этом случае происходит соединение образа жизни и тех ценностей которые мы транслируем ребенку и ребенок начинает жить по этим ценностям достаточно естественным путем.

Специальное конструирование образовательных ценностных ситуаций. Это путь который открыт и для классного руководителя и для учителя предметника

  • Путь создания специальных ситуаций.

Когда педагог создает некую ситуацию, которая спровоцирует на ценностное размышление. Для организации «встречи» детей с ценностным миром – своим и других людей, развития ценностных представлений педагог может использовать различные образовательные технологии, создавать специальные ситуации «концентрированного» проживания таких ситуаций.

  • Обнаружение и открытие детям ценностей, стоящих за учебным знанием. 

Путь педагога предметника. Предмет история, общество благодатные предметы, где каждый урок насыщен ценностным содержанием. Это помогает ученикам увидеть ценностную сторону знания, формирует ценностный взгляд на явления и события мира.

Более подробно о ценностном содержании учебного знания:

  •  Противоборство и взаимодействие разных систем ценностей.

Это материал на примере которого можно показать разные столкновения не потому что одни плохие а другие хорошие, а потому что сталкиваются человеческие ценности. Например: Тема «Гражданская война – белые-красные», «Отцы и дети», «Церковь и научные знания» и т.п. Мы анализируем реальные поступки с точки зрения взаимодействия и противоборства ценностей которые стоят за этим поведением.

  •  Обретение и потеря  ценности.

Вся история человеческих открытий, это постоянное обретение и потеря определенных ценностей. Например: крепостное право и отмена крепостного права, какие ценности мы приобрели, а что потеряли, а что важнее?  Интернет новое абсолютное явление, за которым стоит новая эпоха, новый формат сознания, новые ценности и потеря определенных ценносте

  • Поступок на основе ценностного выбора.

Это как правило исследование поведения людей  Здесь мы рассматриваем те ценности которые побудили их это совершить. Пример: подвиг   Шаварша Карапетяна, мастера спорта по подводному плаванию который,  в 1976г. спас в Ереване два десятка пассажиров съехавшего в воду троллейбуса

  •  Ценностные последствия событий или поступков.

 Благодаря им я побуждаю детей осмысливать свое поведение и видеть, как это отзовется в мире, во мне самом, моем ближайшем окружении с точки зрения ценности. Пример: эпизод из фильма «Доживем до понедельника» и знаменитый монолог про 20 строчек  о лейтенанте Шмидте.

  • Очень много существует ценностных метафор и образов, которые мы произносим Жемчужина Кавказа, Золотой век, серебряный век, живой язык, Живая вода и т.п.

Мы понимаем ценностный смысл этой метафоры, а понимают ли нас дети? Очень часто – нет. Метафора просто так не раскрывается, она предполагает глубокую интеллектуальную работу. Работа с этими образами позволяет нам раскрывать и ценностное содержание.

Немало копий сломано в дискуссиях о том, можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями своих учеников. Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да.  Как можно решить задачи с развитием ценностей? Чтобы  ценность перерастала в ценностную ориентацию. На этот счет существуют методы работы с ценностным содержанием: 

  • Технология критического мышления , технология  включающая в себя субъектно-деятельностный подход, проблемно-поисковый подход.
  • Групповая дискуссия
  • Этические дилеммы
  • Ролевая игра

Любое качество личности – результат либо довольно продолжительной личной эволюции, либо последовательного целенаправленного формирования извне . Большинство ценностных ориентаций личности  – продолжительный путь осмысления, приложения к себе, сознательного выбора и усилия. Долог путь от слов педагога «будь внимательнее к людям» до того особого отношения, которое мы называем уважением, ценностным отношением к личности другого человека. Педагогическая задача – организовать движение от внешнего к внутреннему, запустить процесс формирования и провести его через ряд этапов с тем, чтобы в определенный момент либо удовлетворенно отереть пот со лба, либо сказать «Я сделал все, что мог».

ФГОС и системно - деятельностный подход,  действительно, открывают новые возможности в деле воспитания нового поколения:  с гражданской позицией, качествами патриота и порядочного человека-труженника. Учителю в партнерстве с родителями остается эти возможности не упустить и реализовать требования ФГОС к воспитательной работе в условиях модернизации российского образования.      

 Презентация скачать>>

 

 

Используемая литература.

1. А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина    России».

2. М. Р. Битянова, канд.психол.наук, профессор МГППУ, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». «Ценность как психолого-педагогическая категория. Возрастно-психологические  закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников».

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»